Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ дело об урегулировании разногласий по соглашению, которым предусмотрено изъятие у истцов жилого помещения, направлено на новое рассмотрение (определение от 11.06.2019 N 1-КГ19-9).

Граждане обратились в суд с иском к местной администрации об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении соглашения об изъятии принадлежащего истцам на праве собственности жилого помещения.

Истцы являются сособственниками спорной квартиры. Заключением межведомственной комиссии многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Вместе с тем, поскольку рыночная стоимость передаваемой квартиры больше стоимости изымаемой, то администрация потребовала жильцов заплатить разницу в цене. Собственники квартиры с такими условиями не согласились.

Суд первой инстанции иск удовлетворил частично. В апелляции решение отменено, в иске отказано.

Верховный Суд РФ с принятыми решениями не согласился, так как согласно правовой позиции, изложенной в обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Кроме того, согласно адресной программе региона по переселению граждан из аварийного жилищного фонда при строительстве и (или) приобретении жилых помещений оплата общей площади построенных и (или) приобретенных жилых помещений в размере, превышающем общую площадь соответствующих расселяемых жилых помещений, осуществляется за счет средств Фонда и областного бюджета. В случае если стоимость приобретаемого и (или) строящегося жилого помещения в рамках Программы превышает стоимость переселения, определенную в соответствии с Программой исходя из общей площади расселяемого жилого помещения соответствующего многоквартирного дома, данное превышение оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой субъекта не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Также она не содержит положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья.